воскресенье, 11 августа 2013 г.

ОТКРЫТИЕ «ВУЛКАНА»


Мне порядком надоело разрывать дальше "Тоннель N3" "Чудестницы" и чтобы
отвлечься я решил заняться чем-нибудь другим. Но чем? А что если заняться и уж,
наверное, сотый раз обследованием скал на террасах горы, что на правом берегу
Поныша напротив Кладовой.
Может верно там какая-нибудь пещера. Ведь идут откуда-то дискретные клубы
пара. Может это связано с подземным теплом, с солидной пещерой?
На всякий случай я взял точный азимут от кострища в сторону клубов пара,
поднимающихся над горой на том берегу, запомнил расположение деревьев в районе
поднимающихся клубов пара, положение крупных кусков и выступов скал.
Отправляться в сапогах не имело смысла: без стелек в большом снегу ноги
быстро замерзнут. Но ведь снег очень сырой и валенки намокнут, если будешь
постоянно проваливаться. Все же остановился на валенках с калошами.
По кратчайшему пути пройти не удалось: на реке вышла большая наледь.
Пришлось идти далеко в обход по мосту.
За мостом боялся больше всего. Но как-то ничего, хотя шагал осторожно, чтобы
вдруг здорово не провалиться. Двинулся вниз по Понышу по заваленной снегом
дороге правого берега. Два раза не очень глубоко проступился в воду на дорожном
снегу, три раза глубоко провалился у занесенных в глубоком снегу упавших поперек
дороги елей.
Наконец решился свернуть по азимутальному направлению.
Крутой подъем, деревья, постоянно проваливающийся снег под ногами, который
приходится отаптывать. Сумею ли я в этой снежной обстановке и при обледеневших
скалах доказать существование новой пещеры, хотя здесь уже не только я , но уже
многие прошли много раз летом в более удобных условиях.
Правда, говорят, что когда труднее и тяжелее, то человек делает больше и лучше,
чем когда ему созданы все условия.
Основным и главным моим козырем была как ни странно вовсе простая казалось
бы не знающему человеку ничем не примечательная (!) вещь: иней!Я увязал главное
в цепи взаимосвязанных явлений: теплый пар, выходящий из глубин земли, мороз и
образующийся из пара на морозе белоснежный иней. Ведь туристы, любители пещер
и спелеологи летом не могут видеть шапку инея, верный признак выходов многих
пещер. Только на иней я надеялся да еще на свое неистощимое упорство в
достижении цели. И я верил, что нежданно-негаданно на зависть многим любителям
приключений где-нибудь в неожиданном лабиринте скал или скальных
нагромождений я увижу долгожданную шапку инея, порождаемого столь странно
выходящими клубами белого пара над причудливыми известняковыми скалами.
Чаще стали попадаться на пути толстые деревья, растущие и особенно
поваленные. Особенно досаждали сплошные заросли липняка, березы, молодого
ельника и пихтача. Каждое такое небольшое деревце приходилось отряхивать от
снега, чтобы с вершины не свалилась на тебя солидная куча. Выломил толстую
сухую еловую палку и ей колотил каждое нужное дерево отрясая его от снега.
Достиг скалы первой террасы. Не проваливаясь, прошелся вдоль нее. Только
ниши. Далее азимутальное направление шло на вторую террасу по огромным
обломкам скал. Почти вертикальный подъем и снова заросли этой мелкой древестной
растительности, снова провалы ног в глубоком снегу и опять подъем. Проход совсем
сузился. Нигде вроде бы не видать никаких провалов между камнями, ни тем более
ожидаемого инея.
Лезу все выше. Я на второй террасе!На ней тоже сплошной глыбовый завал.
Гигантские глыбы, нагроможденные хаотически, несмотря на огромную толщину
снега даже не заваленные.
В одном месте на краю террасы вижу щель между камнями. Что-то определенно
есть. Убираю снег ногами, а потом руками. Лезу под глыбу. Ничего. Просто большая
глыба лежит горизонтально. Снег под нее не попал, и пустота сохранилась даже
зимой. Обхожу всю площадку террасы. Скала как скала, голая даже без выступов и
опасно обледенелая: попробуй залезь.
Вижу знакомую сосенку, я засек ее еще от кострища с той стороны. Сосенка
здесь одна и направление поисков одно и именно здесь оно проходит.
Карабкаюсь на глыбы, хватаясь за деревья, чтобы удержаться в равновесии или
подтянуться по выше. Над головой где-то в вышине шумит реактивный (лайнер), но
где я не вижу его. Только виднеется белая полоса, остающаяся за самолетом.
В руках я держу шахтерский фонарь, взятый на случай встречи с большими и
Темными ходами, узкими щелями. Фонарь занимает одну из рук и тоже является
одной из причин, затрудняющих движение вперед. Но без него не обойтись, если
вдруг попадется что-либо искомое.
Обхожу знакомую сосенку справа. Уже недалеко виднеется обрыв второй
террасы. Осталось в общем то осмотреть небольшую площадь.
Нет - нет да я и посматриваю на вертикальную скалу. Не увижу ли какую-нибудь
дырку. Двигаюсь вдоль скалы, по временам отходя к краям террасы и обыскивая
щели между глыбами.
!!Неожиданным было это дело. Мне вовсе не хотелось карабкаться в верх по
вертикальной обледеневшей скале к этому маленькому круглому отверстию.
Весь вопрос как лезти? Скала обледенелая, со снегом. Убираю снег руками,
чтобы не было лишнего скольжения. Ура!Выше есть какой-то кустик. Прекрасно!
Ведь только на мгновенье, ухватившись рукой, надо удержаться, чтобы очутиться на
небольшой площадке перед отверстием. К тому же в этих, архитрудных для меня
условиях, надо поднять тяжеленный шахтерский фонарь(*).
Я на крохотной площадке, образовавшейся за счет мха, выросшего на
заклиненной между скалами глыбе. Глыба вроде неподвижная. Все-таки пробую ее
ногами. Надежная!
Что неудобно, так это то, что площадка расположена далеко от отверстия, и я
дотягиваюсь до него, но как-то плохо и неудобно, готовый вот-вот скатиться по скале
вниз. К тому же отверстие идет под углом, и я никак не могу заглянуть в него.
Пробую удлинить и расширить площадку. К счастию это удается.
!!И вот я гляжу в отверстие: ИНЕЙ!!Толстый слой инея. Белый кристалический.
Выгребаю его у самого начала рукавицами. Потом узкий проход не дает двигаться
рукавицами. Уже освоившись, держась за кустик, по вертикальной стене сползаю
прямо в снег.
Ломаю крепкую, тонкую, сухую палку с небольшим крючком на конце. Снова,
уже с палкой (появляюсь) на площадке. Выгребаю иней палкой, все дальше и дальше
продвигая палку в отверстие. Мне удается даже отбить часть льда на потолке хода, а
поэтому я сумел концом палки зацепить иней дальней части потолка и на боках
отдаленной части хода.
В горячем нетерпении свечу фонарем: сплошная темнота. Фонарь не
просвечивает. Внутри грот. Ура!!Новая пещера. Но отверстие очень узкое: где-то 10
см. Правда толщина стенки всего 20см.. Но условия очень неудобные: площадка
далеко и сбоку да и неизвестно как будет долбиться известняк. Итак дело за
инструментом.
Все же надо проверить третью террасу, что еще выше над моей головой. Правда
надо лезти по обледенелой скале местами. Но есть деревья местами и можно
держаться руками, но все же весьма рискованно: один, без страховки в верх по
обледенелой весенней скале.
Вылезаю на верх возле самой сосенки. Наверху третей террасы снова навал
гигантов камней. Ползаю между ними. В трех местах обнаруживаю довольно
длинные полости в навалах породы. Но это не пещеры. К тому же здесь вовсе нет
инея. Значит, все же источником пара является единственно маленькое заиндевевшее
отверстие. Значить "Вулкан" открыт, он не вымысел и не объект шуток и острот, а
существующая реальная действительность, новая пещера.
Для верности я прохожу по азимуту и четвертую террасу. За последней террасой
ровная пелена снега без глыб. Иду вдоль кромки леса, придерживаясь террасы.
Затем терраса вдруг исчезла, а снег начал проваливаться до пахов. Пришлось
выпускать штаны поверх валенок, а то наберешь полные валенки снега. Попытка идти
вдоль кромки леса ничего не дала: сплошные провалы в снегу.
Поворачиваю прямо по направлению к Понышу. Еле нахожу спуск с четвертой
террасы. Дальше было тоже не просто: не мог спуститься с третьей террасы.
Пришлось делать долгий обход. На первую террасу спустился у самого Поныша.
Наконец, я мученик пещерный по своим старым следам дополз до кострища.
Велики были мучения, но результатом было новое открытие, правда, требующие еще
для своего окончательного утверждения большой и большой работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий